Письмо 8. ''Острый'' вопрос: добрый ли Бог?

Письмо 7. Быть или не быть?.. Вот в чем вопрос! Содержание Письмо 9. Письмо другу...

     Наверное каждый из нас хоть раз задумывался:почему происходят стихийные бедствия – землетрясения, ураганы, наводнения? Почему иногда мы являемся свидетелями или жертвами проявления чудовищного зла, например, изуверства, террора? Почему существуют тяжёлые болезни, от которых страдают и гибнут взрослые и несмышлёныши, изверги и добряки.… Каждый человек хоть иногда переживал минуты отчаяния. Тяжёлая болезнь у него или у близкого человека, несправедливо обидел друг, ушёл к другой любимый, единственный, обокрали, сгорело и т.п. Как правило, беда не приходит одна, горе катится одно за другим. И мы невольно задаём себе одни и те же вопросы: «За что? Почему именно у меня?».
     И часто именно в такие минуты люди обращаются к Богу. Люди разные, и обращение их тоже разное. Одни с мольбой: «Господи! За что такое наказание? В чём я прогневил Тебя?». Другие со злобой, даже с ненавистью: «Ты злой! Добрый Бог не сотворил бы этот несправедливый мир!».
     Приведённые выше вопросы в моём сердце стояли непреодолимой стеной, и я решил для себя: «Всемогущего и одновременно доброго Создателя не может быть». С этой формулой я жил очень долго. Мне было вроде бы уже ясно, что нас здесь сотворили, но мысль неизменно упиралась в трудно объяснимые жизненные вопросы, вроде, почему иногда припеваючи живут злодеи, а очень добрый человек умирает безвременно. Не найдя убедительного ответа, мысль возвращалась на круги своя – «Бога нет».
     Но однажды я вдруг спросил себя: а почему верили в Создателя такие гении, как Ньютон, Достоевский, Павлов, Вернадский? Не открылось ли им нечто важное, чего я пока понять не в состоянии? Может, мне самому надо попробовать понять, почему мир создан именно таким? Не моя ли это задача – постичь, для чего допускается зло?
     И многое стало проясняться. Первое, что до меня дошло: я пытался связать воедино два разных вопроса, а их надо решать порознь.
     1. Факты говорят, что мы здесь целенаправленно сотворены. Значит, Бог есть, и на этом надо ставить твёрдую точку.
     2. Другой вопрос: почему Творец допускает зло? Вопрос нелёгкий. Поэтому сначала более правильно для себя сделать вывод: да, Бог есть, а почему Он допускает зло, я не понимаю. И стараться искать ответ на этот, второй вопрос.
     Вскоре мне стало ясно: вопрос не в том – добр ли Создатель, дело в другом: считает ли Он целесообразным, чтобы в мире присутствовало зло? Как вскоре я узнал, именно Творец допускает наличие зла на земле, об этом говорится и в Библии.
     Но для чего Ему нужны наши страдания? И пришло ещё маленькое, в сущности, банальное «открытие»: страдание – это не только наказание, но и «метод» обучения. Как дети познают, почему нельзя браться руками за раскалённые предметы? Пока сам не обожжётся, увещевания родителей малоэффективны.
     А дальше мне с каждым днём становился всё яснее Божий промысел в вопросе о добре и зле. Вспомним, что вначале земля задумывалась как райский уголок, в котором бы народы в идеальных условиях «плодились и размножались». Оказалось, отсутствие у людей проблем не располагало к развитию у них чувства исполнительности. Прародители решили, что можно игнорировать порядки, установленные Создателем. И вот тогда Бог пошёл на «непопулярный» шаг. Он оставил нас в условиях случайного стечения обстоятельств, в том числе наедине с волей наших собратьев – добрых и злых. Словом, Я дал вам жизнь, дал вам разум, а там… Не хотите жить по Моим заповедям, живите, непослушные, как хотите, вернее, как у вас получится, но в иной мир возьму только тех, кто искренне стремится следовать установленному порядку.
     Нас очень много, и Бог проверяет нас по-разному. Одних испытывают болезнями и нищетой – покажут ли себя стойкими? Других тестируют богатством и властью, – не позволят ли своему сердцу стать чёрствым, жестоким, эгоистичным? И все сталкиваются как с лишениями, проявлениями зла, несправедливости, так и с возможностью самим оказывать близким добро или зло. Словом, Творец превратил землю в нечто вроде испытательного центра, в котором зло работает на поставленную Им цель: даёт людям возможность показать, на что они способны в экстремальных условиях. Руководитель "проекта" – Тот, Кто нас сотворил, волен выбирать тех, кто в жёстких условиях испытаний показывает лучшие результаты.
     Часто сетуют: «Почему жизнь несправедлива именно ко мне? За что?» А вот когда ученику на экзамене попадается трудный билет, он не спрашивает, за что? Он констатирует либо словами «не повезло», либо философски: «такова судьба». Если преподаватель мудр, при выставлении оценки он учтёт и степень трудности билета, доставшегося ученику. Пример, который пришёл ко мне из газеты, – женщину изнасиловали и убили. А Бога, по-видимому, не волнует, каким образом эта женщина закончила своё пребывание в земном теле, Его интересует только то, с каким багажом она пришла к входу в вечную жизнь. Наша задача – не сетовать на жестокость условий пребывания в течение каких-то семидесяти лет, а попытаться с честью пройти заданную нам дистанцию.
     Когда осознаешь цель нашего пребывания на земле, тогда приходит осознание разумности всего обустройства земного «полигона». Соприкосновение с разными трудностями, испытания болью либо облагораживают душу человека, либо наоборот, ожесточают её. Скажем, страдание ребёнка – это суровая проверка матери и отцу. Станут ли их сердца добрее, либо превратятся в комок отчаяния и ненависти, если люди не готовы к таким экзаменам?
     Уважаемый читатель! Вы не устали от серьёзных мыслей? Для разрядки прелестная цитата из книжки немецкого писателя Ганса Фаллада «Фридолин, нахальный барсучок». «Фридолин был столь твёрдо убеждён, что живёт в наихудшем из миров и что создатель только потому его так дурно устроил, что хотел досадить барсукам».
     Бог, добро и зло – тема неистощимая. Некоторые из вопросов вынесены в приложение. Главное, к чему я пришёл: при наличии желания и времени, задумываясь даже над очень каверзными вопросами о добре и зле, всегда можно прийти к выводу, что любая мука, в конце концов, является целебной, Создатель – по большому счёту – всегда добр. Если Творец допускает, чтобы у меня были какие-то лишения, значит, это зачем-то надо. Или мне, или моим ближним, или мне и ближним. Тяжёлые переживания нужны как злой перец, который сдабривает преснятину, как тяжёлая, но нужная ноша, как опасный, но неизбежный маршрут, как горькое, но целебное лекарство. Вопрос в том, принимаем ли мы Его лечение? В определённом смысле, зло и соблазны служат Создателю орудием, как скальпель хирургу: они помогают выделить надёжных, закалить волю не очень крепких, выявить маловеров, живущих одним днём душевных лентяев, а также воинствующих поклонников собственной персоны. С каким нравственным багажом мы окажемся на границе, отделяющей земной мир от таинственной неизбежности? Пригласят ли нас в тот мир, в котором отсутствует зло и который нам уготован?
     Воздадим хвалу горькому, потому что после него мёд воспринимается слаще; после испытаний мы начинаем замечать и ценить то прекрасное, что нас окружает! А в целом, именно благодаря негативам мы учимся ценить ни с чем не сравнимый подарок – нашу жизнь. Изумительно сказал Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!».

     Приложение.
     Порочный приём моих рассуждений: я создал своё представление о разумном мире и – возмущался, почему Проектировщик работал не… по моему плану? Это звучит анекдотом, однако, согласитесь, такой «метод» анализа мироздания характерен не только для меня. Логики нет, одни эмоции, но такие рассуждения многих держит за фалды.
     Сегодня я могу долго говорить о благотворном влиянии… зла на развитие у людей добрых черт характера. Так, среди прочих свойств личности Творец определил как необходимое чувство всепрощения. Но сам я не смогу научиться прощать, если по отношению ко мне никто не сделает ничего неблаговидного. Без лишений не научиться терпению. Величие заботливых и чутких людей ярче ощущают те, кто соприкасался с чёрствыми себялюбцами. А искушения? Ценная вещь, деньги, вкусное блюдо, красивое платье. Всё это не предосудительно, пока не становится предметом вожделений воспалённого ума и сердца; носить красивое платье – это нормально, а вот когда приобретение его превращается в цель жизни!… В Библии есть такая фраза: «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят». Получается, что соблазны тоже обусловлены Божьей целесообразностью. А в целом – и на голодный желудок нелегко слушать проповеди о Создателе, и пресыщенное брюхо к познанию Бога глухо. Сумеет ли человек пробиться к Богу через искушения лишениями и довольством?
     Мы тоже в разное время сознательно делаем кому-то очень больно, даже своим близким. Вот типичные вопросы, с которыми встречаешься каждодневно. Злой ли отец, если наказывает ребёнка за провинность? Скупа ли бабушка, отказывающаяся купить внуку вторую порцию мороженого? Жесток ли стоматолог, направляющий сверло в больной зуб? Никто, кроме неразумного дитя, не сомневается: они поступают так, как надо!
     Стоит отметить, что даже у многих верующих вера в большой степени теоретична – да, есть Бог, надо бы постараться удостоиться «пропуска» в вечность…. Практически же большинство людей строит жизнь в расчёте только на короткий человеческий век – 60 – 80 лет и на те ценности, которые этот век даёт нам сегодня. Мы превращаем в кумира – наши 70 лет, дрожим за них, все свои наиболее дорогие ожидания строим вокруг земной жизни. Даже осознавая, что наша жизнь на земле – это лишь краткий миг, мы всё-таки хотим справедливости и здесь. И спрашиваем: «Боже, ну где Твоя справедливость?». Мы нередко хотели бы видеть в Творце эдакого рыночного продавца – автомата: ты сделал доброе дело – Он тебе сразу же конфетку – благословение, напакостил – Он тут же её «поставит в угол»,а если получил удар по носу – будь добр, Создатель, объясни, за что. Объяснит, но если мы сами захотим прислушаться к Его Слову. И объяснит не «немедленно», по нашему «указанию», а тогда, когда сочтёт нужным. Гордыни у нас хватает!
     Да, нам хочется, чтобы уже сегодня наша жизнь была безмятежной. В этом мы уподобляемся детям: они тоже мечтают, чтобы у них всегда были горы сладостей, чтоб с них ничего не требовали, всё позволяли и не наказывали. Нередко любящие родители представляются им жестокими и несправедливыми. Наказанный ребёнок горько плачет, он считает, что с ним поступили жестоко, а мудрый родитель не торопится его жалеть. Он полагает, что малышу иногда полезно ощутить себя несчастным. В детстве человек должен познать многие неприятности. Физическая боль и горечь утраты, нереализованные желания и многое другое помогает ему потом бороться за своё счастье и при этом чувствовать чужую боль, уметь сострадать и помогать ближнему.
     Между прочим, есть убедительный пример, к чему приводит жизнь без забот. В странах жаркого климата у аборигенов только одна задача – выжить в условиях джунглей. И туземцы владеют этим в совершенстве. Но им не надо заботиться о надёжном доме, тёплой одежде, завтрашней пище. Такая жизнь привела к тому, что уровень их культурного и технического развития намного ниже, чем у тех народов, которые веками вынуждены думать о грядущем дне, преодолевать большие сложности.
     Бог есть Любовь, Он не желает зла, но допускает его, потому что создал нас свободными. Он поселил нас не в «цехе для роботов», каждый человек обладает правом выбора. Люди сами могут определять своё отношение к ближним и к Создателю. Мы бываем паиньками, но иногда можем полентяйничать, на кого-то разозлиться, случается, делаем то, о чём потом жалеем. И всё-таки я желаю быть свободным человеком, хочу иметь право всегда поступать по своему выбору, а не по программе. Не хочу быть заводной игрушкой, не хочу быть закодированным, запрограммированным на вечную улыбку и одни лишь добренькие дела! Но ведь таким же правом обладает и другой, который почему-то захотел наступить мне на мозоль или урвать мой кусок хлеба! Так что зло в нашей жизни неизбежно, и это надо принимать как данность.

Написать письмо
Письмо 7. Быть или не быть?.. Вот в чем вопрос! Содержание Письмо 9. Письмо другу...
Хостинг от uCoz