Письмо 6. Религия и наука, или ''одежда голого короля''.

Письмо 5. Программа на жизнь или жизнь по программе? Содержание Письмо 7. Быть или не быть?.. Вот в чем вопрос!

     Здравствуй, уважаемый читатель.
     В предыдущих письмах мы размышляли о многом таинственном, непонятном... Да, новые для меня факты были красноречивы, и все же переход к вере от убежденного отрицания казался эмоционально непреодолимым. Ой, как трудно было мне сжиться с мыслью, что Высший Разум нас создал, и, к тому же Он активно влияет на нашу жизнь! Для неверующего всякие предположения о наличии Бога пугают, это не вмещалось в моём сознании.
     А ведь мы-то, казалось, должны быть морально готовыми к любым чудесам. Радио, телевидение, беспроволочный телефон – это же настоящая «мистика», о возможности существования таких чудес люди, жившие лишь несколько поколений назад, даже не подозревали! Сегодня для большинства людей старшего возраста компьютерная премудрость, как китайская грамота, настоящее чудо. А что придумают дети наших внуков? Так почему же мы это видим, осознаём и – не допускаем мысли, что Высший Разум имеет возможность творить большее, чем мы?
     Всё имеет конец. Не хочу, давить на Вашу психику. Делайте свой выбор сами, а в моём сознании атеистическая крепость рушилась. Постепенно и научные теории о материальном мире, и религиозные учения о нашем Создателе стали укладываться в убедительную для меня систему. Пришлось признать, что веду себя как страус: нельзя закрывать глаза на ситуацию, – если реально существуют явления, противоречащие атеистическому мировоззрению, значит, это мировоззрение ошибочно. Рядом с нами много такого, что нельзя объяснить привычными знаниями. Есть в этом мире нечто разумное, которое невозможно ощутить нашими органами чувств, и иногда оно оказывает решающее влияние на события вокруг нас. Есть то, что я ещё недавно относил к суевериям. Есть мистические создания, духи.
     Обычно к вечным вопросам люди подходят дважды в жизни. Впервые – в ранней молодости, когда человек вдруг начинает ощущать себя частицей человечества и задумывается о своём месте в нём. Если окружение – семья, товарищи – не способствуют закреплению и развитию этого интереса, сиюминутные задачи ближайшей перспективы отодвигают эти вопросы на задворки сознания, и зачастую к ним люди так и не возвращаются. Но многие на вечерней заре жизни вновь призывают вопросы о том, для чего же они пришли в этот мир, и, обнаружив, что гонялись за не главными целями, пытаются что-то поправить. Человек никогда ни в кого не веровал, а перед уходом в мир иной стал активно посещать храм. Немало шутников обыгрывают подобные картины, а ведь это, в сущности, естественно. Перед дальней дорогой, собираясь в отпуск, командировку или еще куда-то, люди стараются сосредоточиться: все ли взяли с собой, не забыли ли кому-то что-то сказать, позвонить. Тем более такая озабоченность понятна перед самой дальней, последней дорогой. Освободившись от многих забот, а иногда и обретя болезнь, человек задумывается порой впервые в жизни. И тут обнаруживается, что главного-то он и не приметил, основное упустил, а времени осталось совсем немного. И каждый день приближает нас к тому последнему часу, который обязательно приходит ко всем.
     Очень жалею, что в сутолоке серьезных и мнимых забот долго не давал себе возможности остановиться и подумать: правильно ли я живу? Все было недосуг. А на что тратил свободное время? Каким мусором заполнял я душу свою, – сколько ТВ-передач просмотрел, сколько кубометров газет “обработал”! Иногда интересных, но, по сути, совершенно бесполезных для меня, сегодня ничего не помню даже из прочитанного в прошлом году. Зачем, зачем я тратил время так бездумно! Как часто мы напоминаем героя басни И.А. Крылова, который в кунсткамере любовался букашками, а слона и не приметил. Проблемки, что, по сути, «не более булавочной головки», непрерывно воруют у нас жизненные силы, застят наиболее важные вопросы жизни и смерти. Как я жалею, что прозрение обрёл так поздно! Жизнь почти прошла. Что-то я делал, к чему-то стремился, чего-то достиг. А чего конкретно? Все это будет сломано, все сгниет, забудется, тоже умрет. Не останется ничего. Ни – че – го!
     Другие же люди в это время шли в ином направлении. Они тоже добывали хлеб насущный, но душу свою вкладывали в постижение духовных богатств, которые не умирают.
     Неисповедимы пути Господни! Начиная с детства, многие мне прочили большое будущее. Позже выяснилось, что в продвижении по иерархической лестнице определяющим является не столько наличие способностей, сколько отсутствие существенных недостатков. А таковые у меня проявились. И вот парадокс: органические недостатки во мне, в конце концов, сыграли положительную роль. Если бы я вознёсся до уровня некоторых моих однокашников, вряд ли бы имел зрение, которым бы разглядел Бога. Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты дал мне не только некоторые достоинства, но и достаточно заметные недостатки, которые, как якоря, не позволили мне оторваться от земли, и я смог разглядеть Тебя!
     С грустью думаю о тех из моих друзей, которые уже ничего не смогут поправить – они ушли из этой жизни, так и не найдя выхода из тесного пространства полуправды. А люди были очень хорошие….
     Но не все проникаются такой озабоченностью. Однажды в разговоре со мной пожилая женщина с изумлением воскликнула: “Прямо с ума люди посходили, – высокообразованные, культурные вдруг принимают позу униженных и бьют лбом о пол! Да поют славословия Тому, Кого никто из них не видел и не слышал. Как дикари где-нибудь в джунглях!”
     А ведь к таким “дикарям” относились многие гиганты мысли. Это Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, И.П. Павлов и Н.И. Пирогов, А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский, Ч. Дарвин и М. Фарадей, Д. Максвелл и Э. Шредингер, В. Гейзенберг и П. Иордан и многие другие. Почему они были уверены, что нас специально поселили здесь с какой-то целью и определенными обязанностями? Почему они разделяли мысль, что наше пребывание на земле – не последняя точка в биографии?
     Постепенно ситуация у нас меняется. Приобщившись к ранее недоступной информации, все больше наших сограждан начинают прозревать. Среди них есть и учёные – специалисты-гуманитарии, выдающиеся физики, математики, великие инженеры. Например, имевший мировую известность знаток древностей академик В.П. Бузескул; знаменитый историк академик Е.В. Тарле, генетик с мировым именем Н.Е. Тимофеев – Ресовский, академик Филатов В. П. – офтальмолог и хирург, герой труда; трижды герой, заместитель С. П. Королева акад. Б. В. Раушенбах. Любопытно, что великий Королёв все свои сбережения перечислял в Троице-Сергиеву лавру.
     Много раз мне доводилось беседовать с молодыми верующими людьми. Вглядываясь в их лица, я видел, что существование Высшего Существа – для них несомненный факт, и в повседневной жизни они стараются поступать с учётом этого убеждения. Мои собеседники были уверены, – как рак-отшельник сбрасывает ставший ему тесным домик, так и человек рано или поздно уходит из телесной оболочки, пришедшей в негодность. Они не сомневаются, что о “качестве” будущей жизни надо беспокоиться здесь, на земле, и что пребывание в этом мире скоротечно, а жизнь в целом – вечна.
     Мне стало понятно, почему среди высокообразованных людей много верующих, особенно на Западе, где давно доступна богословская информация. Как-то встретилась книга с мыслями западных ученых о вере и Боге. Среди авторов немало всемирно известных корифеев в области науки, техники, медицины, биологии. Особенно много верующих астрономов, физиков, математиков. Хорошо об этом сказал М. Планк: «Пожалуй, самым непосредственным доказательством совместимости науки и религии является исторический факт, что именно величайшие естествоиспытатели всех времён, такие люди, как Кеплер, Ньютон, Лейбниц, были проникнуты глубокой религиозностью». А английский физик Алан Хейворд написал логически стройную книгу: «Бог есть. Может ли учёный верить в Бога?».
     Актуальный вопрос: почему одни учёные веруют, а другие нет?
     По-видимому, главная причина заключается в следующем. Эти люди обычно очень увлечены своим делом. Наш век резко расширил возможности для развития болезни образованного человека – быть безраздельно преданным работе. От любимого дела не хочется оторваться даже на еду, а уж копаться в каких-то соображениях, будто бы свидетельствующих о Создателе. Тем более, что с укоренившимися взглядами психологически расставаться очень трудно. «Бога нет, и баста!» Я сам был болен этим, и остановился на бегу чисто случайно.
     Интересно трактует эту проблему Владимир Ковтун, автор книги «Занимательный мир физики». Сначала он приводит мысль И. Ньютона: «Лишь малое знание уводит нас от Бога. Большое вновь возвращает нас к Нему». А затем пишет: «Всё большее число мыслителей начинает с удивлением понимать, что пропасть между Религией и Наукой – это одежда голого короля». Любимая работа забирает всё время и энергию, и люди не находят ни времени, ни желания подумать всерьез на “посторонние” темы. Выражаясь ньютоновскими словами, многие из них имеют лишь «малое знание» по мировоззренческим вопросам, а если кто вдруг заинтересуется этими проблемами всерьёз, то с удивлением обнаруживает, что наука и религия вполне могут сосуществовать и даже сотрудничать. Вот как выразил эту мысль Л.Н. Толстой: «Нет Бога только для того, кто не ищет Его. Ищи Его, и Он откроется тебе».
     В своё время, перечитывая список верующих титанов мысли, я вдруг задумался: что же такое познали эти умные люди, о чём не сочли возможным думать другие великие, и чего не могу познать я? Между прочим, Л.Н. Толстой написал многозначительную фразу: «Не верит в бессмертие только тот, кто не думал по-настоящему о жизни». Представьте на минуту: эти титаны познали нечто важное! Представьте и согласитесь: в сущности, вопрос, есть или нет жизнь после смерти – главный. А мы к нему относимся беспечно, походя…. Неверующему непривычно верить богословам, поверим учёным, изучающим эти проблемы: на земле есть множество «следов» работы Великого Разума.
     Иногда у некоторых из великих случайно появлялась какая-то причина вдруг прервать привычный ход мыслей и забот и серьёзно, надолго задуматься над вопросами: кто мы? откуда? что именно об этом говорит сегодняшняя наука? Часто к подобному повороту мыслей приводит большая беда, например, смерть близкого человека или «своя» болезнь. А то вдруг человек впервые обращает внимание на факты, которые не объяснить с позиции атеистической идеологии, и впервые задумывается.
     Показательна история упоминавшегося выше Б.В. Раушенбаха. Он, как и почти все наши учёные, был неверующим. Но однажды его заинтересовала научная проблема, находящаяся на стыке математики и иконописи. Задачу он решил, а попутно пришёл к выводу, что атеизм порочен. Словом то, что многие умнейшие люди нашли Бога в зрелом возрасте, умудрённые опытом, знаниями, признанием, объяснить можно только одним: они смогли обнаружить нечто такое, что другим искать было недосуг. Но такое происходит лишь случайно и не со всеми. Большинство учёных предпочитают не отвлекаться от своих очень интересных дел.
     Когда оказалось, что именно учёные выяснили невозможность самозарождения жизни, некоторые специалисты точных знаний восприняли эту информацию чисто эмоционально. В одной книге я прочёл: «Наука отказывалась верить в Творца: ей это неприятно». И ещё: «…Большинство учёных предпочитают верить в то, что жизнь возникла непонятным образом из неорганической материи на основании законов физики и химии». Математические расчёты говорят, что самозарождение жизни невозможно? Но с этим так не хочется соглашаться! Природа как-то сама усовершенствовалась, как-то решила эти проблемы… Удивительный парадокс: учёным по душе необъяснимая вера в то, что, с точки зрения науки, невозможно. В своё время Л.Н. Толстой констатировал: «Люди учёные верят в науку, в социализм, в анархизм, прогресс». И объяснял это недостатками в самой церкви. Очевидно, по этой же причине были неверующие и среди интеллигенции дореволюционной России.
     Любопытный момент. Среди великих учёных естественных наук многие активно отстаивают свою веру в Бога . Иные же утверждают, что не веруют, но я не встречал среди них тех, кто активно отстаивает мысль о том, что Бога нет. Атеизм пытаются обосновывать только философы, биологи, гуманитарии. Многие из естественников говорят, что не веруют, но при этом среди них я не встречал тех, кто активно отстаивал бы мысль о том, что Бога нет. Они эти мысли отталкивают, отталкивают, чтобы ни на миг не отстраняться от любимых увлечений!
     По-видимому, немаловажную роль здесь играют психологические факторы. Учёному «положено» всегда говорить «авторитетно», со знанием дела. Но чтобы получить достаточно глубокие знания не только по своей специальности, но и по «посторонним», мировоззренческим вопросам, надо немало времени, желания и сил. Непонятное настойчиво стучится, а так не хочется чувствовать себя неуверенным! Говорить «не знаю», «не хочу знать» образованные люди не привыкли. Интуитивно им хочется защититься от вторжения в переполненный ум, поэтому человек бессознательно противится вере, ищет пути полегче.
     И учёный люд придумал изящный приём увода сознания от «назойливых» вопросов о Боге – с помощью… научных терминов. Как это происходит, покажу на примере слова инстинкт. Насекомое, не имеющее ни одного нейрона, ведёт себя в определённых ситуациях очень сложно и… целесообразно. Почему? Интуиция исследователя подсказывает: копни глубже – и влезешь в такой пласт неведомого, в котором маститый учёный предстанет незнайкой. А ему этого так не хочется! Услужливый ум выдаёт мысль: разумное поведение животному обеспечивает не Бог, не Творец, не Высший Разум, а – Инстинкт! Звучит это спасительное словечко туманно, непонятно, но – «научно». А, по сути, это наукообразный метод ухода от вопроса. Вроде и думать не надо, а ведь за этим термином скрывается щекотливый смысл. В самом деле, фактически инстинкт – это программа поведения. Да, да, программа поведения, которую Кто-то разработал и ввел в наследственный аппарат какого-нибудь жука, у которого мозг вообще отсутствует! Но слово-заклинание произнесено. «Поиграет» человек умными словами, как говорится, наведёт себе тень на плетень, и – успокаивается, фактически спрятавшись от непонятного, нежелательного, беспокоящего. Учёный своё сознание опять переключает на любимые темы.
     Одной строчкой С. Есенин обрисовал наше положение: «В этом мире я только прохожий». Все мы – случайные попутчики, севшие в тот или иной поезд. Мы встречаемся, знакомимся, «поезда» развозят нас по «стране», называемой Вечностью. Большинство сходит на тёмных полустанках. Мы знаем, что некоторые поезда от храма отправляются в будущую жизнь. Туда берут всех, кто сам хочет уехать и кто умеет по-доброму относиться к пассажирам-«переселенцам» и верит «Машинисту». Вагоны бегут, мы медлим: “Есть ли уверенность, что они привезут, куда надо? И с собой не возьмешь всё, что сегодня имеешь, от некоторых развлечений придется отказаться”. Но, если мы сами не захотели ехать в обществе “переселенцев», то, разумеется, не окажемся и там, куда увозят эти поезда.
     В этой невесёлой картине есть существенный проблеск, есть заря надежды на Высшую Целесообразность. Зададим пилатовский вопрос: «Что есть смерть?» Множество свидетельств говорят о том, что смерть индивидуума – это возможность перехода его на новую ступеньку развития.
     Поезд останавливается, и человек выходит. С некоторыми из соседей по купе он успел сблизиться, и остающимся очень жаль, что он уходит. От них он уходит навсегда! А что у него впереди? Не новый ли этап жизни? Вспоминается сказка про неверующего Фому, который купался в африканской реке. Ему кричат, что уже рядом крокодил, а он в ответ привычное: «Не верю…». Эпизод заканчивается трагично: «Аллигатор вздохнул и сытый в холодную воду нырнул».
     В качестве итога приведу вычитанную мной формулу: атеизм есть недодумывание фактов, зацикливание на ограниченном наборе категорий. А в целом, фактов, противоречащих атеистическому мировоззрению, много. Взглянув правде в глаза, надо сделать вывод: нас на Земле специально сотворили, более того, за нашей жизнью наблюдают.

Написать письмо
Письмо 5. Программа на жизнь или жизнь по программе? Содержание Письмо 7. Быть или не быть?.. Вот в чем вопрос!
Хостинг от uCoz